Чт. Апр 25th, 2024
img_0598

В Народной Палате Подмосковья прошел круглый стол на тему энергосбережения многоквартирных домов.img_0598
Основным докладчиком выступила Татьяна Овчаренко, которая рассказала, что, в принципе, в России вообще не применяются энергосберегающие приемы и не используются энергосберегающие ресурсы, за исключением растиражированных энергосберегающих ламп.
В качестве примера, Татьяна Овчаренко привела программу энергосбережения жилых многоквартирных домов, которая совершенно провалена.
А между тем это один из самых серьезных источников расхода для жителей и дохода для управляющих компаний. И, конечно же, важнейший аспект экологии, поскольку безграмотный и варварский подход к вопросу отопления многоквартирных домов и многокилометровых линий теплосетей, приводит к бездумному сжиганию топлива и ухудшению экологии.
В свое время классность энергосбережения дома определялась наобум, хотя от нее зависит степени теплопотерь, и из этого высчитывается тарифы, которые должны исходится из упомянутой классности.
Более того, на каждом доме должна висеть табличка, какой класс имеет дом, а тарифы по теплу должны на это опираться.
Вот с этой таблички по словам Татьяны Овчаренко, начинается управление собственным домом, управляющей компанией, тарифами, и по-сути, собственной судьбой.
А между тем с людей берут некую общую сумму, как в анекдоте про общую температуру в больнице. Только эта сумма у всех одинаково высокая…
«Хорошо известно, что максимальные теплопотери идут в домах через межпанельные щели и окна.
Теоретически, во время капитального ремонта щели зачищают и загермечивают. Но в реальности просто заделывают поверху.
Ну, а, что касается окон, то ни один житель не знает, что 40% теплопотерь идет через стекло. Поэтому, зимой необходимо иметь шторы прижаты к стеклу. Причем, как в квартирах, так и в подъездах.
Что касается входных тамбуров, то все имеют недопустимую конструкцию, которая приводит к колоссальным потерям тепла для первого и второго этажей. Эти тамбуры должны подлежать реконструкции, однако в законе о капитальном ремонте, к примеру, слово реконструкция употребляется всего один раз», — поясняла Татьяна Овчаренко.
Примеров, как бережно использовать расход тепла, электроэнергии, приведенных Татьяной Овчаренко и другими экспертами было довольно много.
Но это, как говориться – частности.
А основной лейтмотив круглого стола был довольно прост, и одновременно сложен для многих жителей, кто привык чувствовать себя обязанным управляющим компаниям, чиновникам, органам власти…
Выражался он в одной фразе:
До тех пор пока граждане не осознают себя субъектами инвестиций, изменить что-либо невозможно!
Вторая часть круглого стола была посвящена расшифровке этого выражения.
Если говорить простыми словами, граждане должны осознать себя – инвесторами. И вот тогда начнется порядок.
Если детально разобраться в происходящем в сфере ЖКХ, то единственными инвесторами всех начинаний в: муниципалитетах, районах, городах, регионах и в стране, являются именно граждане.
Чаще всего, чиновники, говоря о реорганизации сферы ЖКХ, упоминают неких инвесторов, которые вкладывают средства, к примеру, строительства КНС или переоборудования ТЭЦ или капитального ремонта домов.
И действительно, фирмы, чаще всего дочерние компании обслуживающих и управляющих компаний, берут кредиты в банках. А дальше, эти кредиты мгновенно вставляются в тарифы для населения. Примечательно, что мы не платим этот заем инвестора потом, когда переоборудованная ТЭЦ появится в природе, а платим сейчас, когда ее нет. И зачастую взятые обязательства не воплощаются.
Инвестиции затеяны якобы ради граждан. И получается, что мы финансируем идею чиновников и УК, и мы же их оплачиваем.
Инвестор – это гражданин, а органы власти просто «идейные вдохновители».
Для нас же это обозначает, что инвестиционная программа всегда обозначает – улучшение обстоятельств либо в натуральном положении (вода будет чище, тепло дешевле), либо в финансовом, то есть тарифы не будут расти в течение трех лет, ведь реорганизация ТЭЦ, капремонт дома или строительство КНС, уменьшает теплопотери, улучшает качество обслуживания и тому подобное.
И если этого нет, то для чего инвестировали?
Вот и получается, что за кредиты полностью расплачиваются граждане, которые эти кредиты не брали и в итоге не получили ни какой отдачи.
Как бороться с этой системой незаконных поборов?
Ответ довольно прост. До тех пор пока граждане не вспомнят, что в соответствии с третьей статьей Конституции именно они являются единственным источником власти, до тех пор, пока не вспомнят, что именно они являются работодателями чиновников и управляющих компаний, от услуг которых в любой момент можно отказаться, результата не будет.
Для начала необходимо изменить мышление и перестать чувствовать себя обязанным чиновникам и УК.
Далее, развивать общественный контроль, благо имеется Закон «Об общественном контроле», который включает в себя написание запросов, в том числе, ознакомление с перечнем предложений, которые поступают в органы муниципальной и государственной власти.
«Вот, скажем, тарифы формируются следующим образом:
местные поставщики тепла подают свои вожделения в РЭК или областную тарифную комиссию. Под каждый тариф должно быть предоставлено экономическое обоснование и экономическая расчетная справка. Без них, это всего лишь «хотелки» поставщиков.
Экспертная комиссия делает заключение, и комитет по тарифам рассматривает и утверждает.
И абсолютно все заседание РЭК и комитета по тарифам, а также справки и обоснования общедоступны. Там нет никаких коммерческих тайн.
А у нас они эти заседания, даже не закрыты, туда просто никто не приходит, не спрашивают. Хотя любой гражданин может не только присутствовать, но и вносить свое мнение с внесением его в протокол.
А далее протокол можно оспорить.
А следующим шагом должно стать понимание, что граждане – инвесторы абсолютно всего в стране и после этого можно менять систему», — пояснила Татьяна Овчаренко.
Это было одно из первых заседаний в Народной палате по вопросам энергосбережения, за которыми последую другие.